Правовая грамотность – залог решения проблем

Каждый потребитель обязан обратить особое внимание на качество приобретаемой им же продукции, оказываемых услуг, заказа. В необходимых случаях это надо требовать и от продавца и исполнителя заказа. Как известно, в Законе Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» четко определены права потребителей, обязанности продавца и исполнителя заказов.
В ст. 4 закона сказано, что потребитель, прежде всего, имеет право получить полную и верную информацию о приобретаемой продукции, запросить сертификат соответствия на данную продукцию. Также отмечено, что качество и безопасность продукции (выполняемой работы и оказываемых услуг) имеет особое значение. Согласно этой статье, потребитель имеет право в установленные сроки требовать заменить некачественную продукцию и товары на новые, в случае нарушения своих прав - обратиться в уполномоченные государственные органы и общественные организации.
Радует то, что большинство наших граждан все больше узнают свои права в качестве потребителей. Однако некоторые из них, соблюдая культуру и уважение, что свойственно нашему менталитету, даже в случаях нарушения своих прав не позволяют себе  обратиться в уполномоченные органы. В таких случаях потребитель несет не только материальный, но и моральный ущерб, будет горевать за свои деньги. Самое печальное в том, что приобретенный некачественный товар может нанести вред его жизни и здоровью.
Итак, что нужно предпринять, чтобы предотвратить подобные случаи?
Прежде всего, мы не должны забывать, что права каждого гражданина нашего общества гарантированы главным законом страны – Конституцией и другими законами страны. Каждый гражданин должен глубоко изучать эти законы, быть осведомленным нормативными актами, повышать свою правовую грамотность и культуру.
В целях дальнейшего повышения правовой грамотности населения, развития потребительтской культуры в семье сегодня проводятся множество просветительских мероприятий, в телевидении и радио организуются телепередачи и радиопрограммы, в средствах массовой информации публикуются статьи. Недавно в отдаленном сельском сходстве граждан «Янгигозгон» Канимехского района Навоийского района прошел семинар на тему «Предотвращение реализации опасных для жизни и здоровья людей (потребителей) товаров,  оказания таких услуг, обеспечение своевременного решения возникающих проблем в данной сфере на местах».
Данный семинар был  организован при сотрудничестве Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана с Навоийским региональным филиалом Независимого института мониторинга формирования гражданского общества и Канимехского районного хокимията в рамках проекта «Мы все - потребители» конкурса по гранту Фонда поддержки негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан. На мероприятии приняли участие ответственные работники районного хокимията, депутаты областного Кенгаша народных депутатов, представители молодежно-общественного движения «Камолот», работники организаций обслуживания данного района, представители широкой общественности и средств массовой информации.  
На семинаре директор общества с ограниченной ответственностью «Тог барси»  города Навои Тожиддин Эшмирзаев рассказал о сути и значении проводимого в рамках проекта мероприятия, а также ожидаемых результатах, важности повышения правовой грамотности и потребительской культуры.
– В деле защиты прав потребителей, прежде всего, особое значение имеет повышение их потребительской культуры. Хорошее знание законов явно отражается в  их соблюдении. В повседневной жизни каждый из нас является потребителем. Работоспособность или неработоспособность действующих законов зависит не только от некоторых компетентных лиц, но и от активности каждого из нас, – говорит депутат Навоийского областного Кенгаша народных депутатов И.Наризова.
Доклад председателя комитета женщин Канимехского района К.Нармуратовой по теме «Семья и ее правовая культура» вызвала большой интерес со стороны участников мероприятия.  
Специалисты Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана дали информацию касательно сути и значения законодательства, регулирующего данную сферу, а также о работе, проводимой в целях защиты прав населения в качестве потребителя. В ходе лекции, проведенной с помощью наглядных средств, участники получили подробные ответы на интересующие их вопросы.
– Шагая по пути создания гражданского общества, основанного на правовой демократии, в первую очередь, мы сами должны знать свои права. А соблюдение законов, не отступаться от них, зависит от того, в какой степени сформирована наша потребительская культура. На самом деле, правовая культура означает степень законности общества, осведомленность населения действующим законодательством, соблюдение гражданами правовых норм и ее непримиримость с лицами, которые не выполняют требования законодательства.  А правовая грамотность означает понятия и знание людей касательно права. Значит, понятия «правовая культура» и «правовая грамотность» являются терминами близкими друг другу и они определяются соблюдением лицом правовых норм, умением их применить, воздержанием от совершения правонарушений. Сопротивление лицам, не выполняющим правовые нормы, также считается знаком правовой культуры. Короче говоря, если правовая грамотность означает владение правовыми знаниями, а правовая культура означает соблюдение закона и обеспечение законности, – говорит сотрудник Навоийского регионального филиала Независимого института мониторинга формирования гражданского института А.Жайнаров.
Как отметил председатель сельского сходства граждан «Янгигозгон» Ж.Алматов,  с данном ССГ проживают около трех тысяч человек. Здесь регулярно проводятся просветительские мероприятия по различным темам. Благодаря встречам, беседам, смотрам и конкурсам, организуемым Канимехским районным обществом защиты прав потребителей, население сельской местности своевременно получает необходимые сведения по действующему законодательству.
В ходе мероприятия в связи с Годом почитания старших старики, проживающие на этой территории, были навещены. Им были вручены подарки партнерской организации.
У.МАНСУРОВА,
Начальник отдела прессы и информации Федерации обществ защиты прав потребителей Узбекистана.